Тренажер предназначен для отработки практических навыков по управлению перегрузочной машиной. Тренажер обеспечивает выработку навыков и наработку рефлексной моторики при управлении в повседневных и критических условия, при разной видимости и помехах в грузовых операциях с целью:
Тренажер предоставляет возможность поэтапного обучения операторов с постепенным повышением сложности.
В состав тренажера входит:
В качестве прототипа моделируемой машины используется перегрузочная машина Sennebogen 875E на гусеничном ходу. Грузозахватный орган – двухчелюстной грейфер.
В тренажере моделируется автомобильный транспорт для погрузки и разгрузки различных насыпных грузов. Прототипом для автомобильного транспорта служит одна из модификаций автомобиля КАМАЗ.
В тренажере также моделируется железнодорожный транспорт для погрузки и разгрузки различных (насыпных) грузов. Моделируются ж/д вагоны.
Рабочее место инструктора предназначено для выбора и создания учебной обстановки на учебных местах, а также наблюдения и вмешательства в действия обучающихся в процессе выполнения упражнения с целью отработки навыков управления краном в обстановке, максимально приближенной к реальным и критическим условиям.
В состав рабочего места инструктора входит:
С рабочего места инструктора тренажера обеспечивается:
Учебное место инструктора предназначено для отработки навыков управления машиной и позиционирования грузов в обстановке максимально приближенной к реальным условиям.
Рабочее место обучающегося включает:
Для выполнения перегрузочных работ обучающийся имеет возможность управлять следующими основными возможностями крана:
Органы управления крана-манипулятора джойстикового типа индустриального исполнения (с датчиком Холла). В тренажере использованы джойстики управления, позволяющие выполнять перемещение грузозахватного органа в соответствии со спецификацией моделируемого прототипа перегрузочной машины. Органы управления позволяют выполнять грузозахватные операции.
За ходом выполнения перегрузочных работ можно осуществлять контроль, используя имитацию прибора определения нагрузки. Показания приборов определения нагрузки и индикатора силы ветра могут отображаться на дисплее визуализации, установленном на подлокотнике кресла. При этом не перекрывается обзор обучающегося.
На секционном экране или на центральном мониторе обучающийся видит трехмерное изображение окружающей обстановки, которая включает в себя макеты:
Сцена воспроизводится с освещением, соответствующим заданному времени суток, и визуальными эффектами, отображающими заданные погодные условия:
При моделировании вечернего и ночного времени суток имитируется искусственное (локальное) освещение грузовой площадки.
Общие характеристики динамики
Модель перегрузочной машины основана на реальных физических свойствах соответствующего оборудования. При моделировании учитываются динамические и кинематические особенности машин, механизмов и грузов. Отслеживаются возможные физические контакты (столкновения, удары, блокировка, тряска, трение и пр.), для отображения при моделировании реальных грузовых операций.
Физические столкновения и возникающие в результате этого аварии отслеживаются, но не моделируются. Система моделирует реальную среду при правильных действиях оператора, но не последствия неправильных действий.
Отображение движений
Моделирование движений основано на динамических моделях, заложенных в модулях ПО. Размеры, скорости, конструкции, уравновешенность, амплитуды, моменты и пр. являются изменяемыми параметрами.
Кроме основных свойств конструкции оборудования и отклика на движения органов управления, на параметры движения оборудования оказывают влияние следующие задаваемые факторы:
Моделирование ошибок и аварийных ситуаций
Тренажер позволяет моделировать наступление аварийных ситуаций. Это сформирует у обучающегося рефлексы выполнения аварийных процедур за счет многократного повторения опасных движений. Кроме того, поможет обучающемуся приобрести навыки выполнения операций в экстремальных условиях (при сильном ветре и на пределе возможностей оборудования), что научит его лучше оценивать последствия и поведение машины при превышении допустимых пределов. К подобным ситуациям, в частности, относятся следующие моделируемые события:
Особое внимание уделено моделированию ситуаций, возникающих при выгрузке (погрузке) навалочных грузов из полувагонов (в полувагоны). При этом фиксируются удары грейфером о кузов или о днище полувагона, траектории движения грейфера (фактическая и требуемая), а также (по возможности) сила удара, например, с градацией: "сильный удар, приводящий к повреждению полувагона", "удар, не приводящий к повреждению полувагона", "касание грейфером частей полувагона". Моделировать появление повреждений на полувагоне не обязательно – достаточно обозначить места ударов каким-либо образом (красная точка или крестик и т. п.).